В Самаре продолжается Всероссийское первенство среди сельских шахматистов
В санатории «Циолковский» (Самарской области) при поддержке фонда Тимченко Всероссийское лично-командное первенство среди обучающихся, проживающих в сельской местности, миновало экватор.
В турнире юношей лидирует Сунцов Артур (Удмуртская Республка), на пол-очка отстали 4 шахматиста: Мингазов Дамир (Республика Марий Эл), Латыпов Данияр (Республика Татарстан), Ерин Александр и Уруев Никита (оба Нижегородская область). В турнире девушек лидерство разделили Ставцева Алёна (Самарская область) и Верещагина Анастасия (Алтайский край). Их преследуют сразу 4 шахматистки: Латыпова Раяна, Литфуллина Илона (обе Республика Татарстан), Ивлева Мария (Республика Марий Эл), Кулмагамбетова Айша (Астраханская область).
В командном первенстве на первом месте идет команда Медведевского района (Республика Марий Эл), на одно очко отстает первая команда Актанышского района (Республика Татарстан), замыкает призовую тройку команда Волжского района (Самарская область).
Первая половина соревнования охарактеризовалось семинаром для тренеров по шахматам из 19 регионов. Накопленный опыт наставников из глубинки мы предлагаем для тренеров нашей страны.
В своей работе рекомендуется в учебном процессе при работе с детьми – ДЕЛАТЬ СЛОЖНЫЙ МАТЕРИАЛ ПРОСТЫМ И ДОСТУПНЫМ для понимания учеником.
Учитывая, что система знаний отстает от времени ТВОРЧЕСКИ ПОДХОДИТЬ К ПОСТРОЕНИЮ УРОКА ПО ШАХМАТАМ.
Ученику ИНТЕРЕСНО, когда он ПОНИМАЕТ предлагаемый ему материал.
Цепочка действий на занятии: работа с информацией – компьютер – “свежий ум”.
Рассматривая, подходы к выбору дебютного репертуара юного шахматиста разбирались аспекты нарушения дебютных правил.
Пример 1.Черные захватывают материал (пешкоедство) в ущерб развитию.
1. d4 d5 2. c4 c6 3. Nf3 Nf6 4. Nc3 dxc4 5. a4 e6 6. e4 Bb4 7. e5 Nd5 8. Bd2 Bxc3 9. bxc3 b5 10. Ng5 f6 11. exf6 Nxf6 12. Be2 a6 13. Bf3 h6 14. Bh5+
Пример 2.Черные проигрывают пространство в центре.
1. d4 Nf6 2. c4 d6 3. Nc3 g6 4. e4 Bg7 5. f4 O-O 6. Nf3 Nc6 7. Be2 Nd7 8. Be3 e5 9. fxe5 dxe5 10. d5 Ncb8 11. c5 a5 12. O-O Na6 13. Na4 Qe7 14. Rc1 h6 15. Bxa6 Rxa6 16. c6 bxc6 17. dxc6 Nb8 18. Bc5 Qe8 19. Bxf8
Пример 3.Черные активизируются в ущерб развитию.
1. d4 d5 2. Nf3 c5 3. c4 cxd4 4. cxd5 Nf6 5. Nxd4 a6 6. e4 Nxe4 7. Qa4+ Bd7 8. Qb3 Nc5 9. Qe3 g6 10. Nf3 Qc7 11. Qc3 Rg8 12. Be3 b6 13. Nbd2 Bg7 14. Bd4 Bxd4 15. Qxd4 Bb5 16. Bxb5+ axb5 17. O-O Ra4 18. b4 Qd8 19. a3 Nbd7 20. Rfe1 Kf8 21.d6 Ne6 22. Rxe6 fxe6 23. Ng5 Qb8 24. Nxe6+ Kf7 25. Ng5+ Kf8 26. Qd5 Rg7 27.Ne6+
Пример 4.Черные нарушают правила борьбы за центр, пространство и развитие.
1. e4 b6 2. d4 Bb7 3. Nc3 e6 4. Nf3 d5 5. Bb5+ c6 6. Bd3 Nf6 7. e5 Nfd7 8. Ng5 Be7 9. Qg4 Nf8 10. Nxh7 Rxh7 11. Bxh7 Nxh7 12. Qxg7 Nf8 13. h4 Bxh4 14. Rxh4 Qxh4 15. Bg5 Qh1+ 16. Kd2 Qxg2 17. Qf6.
Важно приучить шахматистов осознанию: нарушающий, законы первым – играет на поражение!
Для наказания нарушителей следует: правильно оценить позицию – понять смысл ошибки партнера и реализовать преимущество творческим путем.
Творческий путь – конкретное действие, в дебюте идущее в разрез с дебютными стандартами.
Нарушаем дебютные принципы вторыми для наказания игрока нарушающего их первым.
Тренеры познакомились с наглядно-обзорным методом обучения детей шахматной игре. На практике оказалось, что юным шахматистам понравилось изучать действие фигур с помощью рисунков. Так один из участников турнира сказал тренеру: «Я всегда буду рокировать в дебюте, чтобы король не попал в беду и мне очень нравятся рисунки про короля!»
Информацию предоставил Виктор Гончаров
Турнир девушек https://chess-results.com/tnr581680.aspx?lan=11&art=1&rd=5
Турнир юношей https://chess-results.com/tnr581679.aspx?lan=11&art=1&rd=5